Всё о кайтах Кайты
Обучение Прайсы
Места катания Основное меню
Типы и вида кайтов

Введение

Существует довольно много различных типов и конструкций кайтов, котрые отличаются между собой в зависимости от вида кайтинга, в котором они используются, и уровня мастерства спортсмена. Наиболее принципиальные отличия в конструкции наблюдаются между зимними и летними моделями кайтов, хотя правильнее будет сказать — отличия между кайтами для использования на воде и на суше.

Однако перед тем, как погрузиться в техничиские дебри и термины, хотелось бы рассмотреть три основные состовляющие, из которых состоят практически все модели кайтов (и водные, и сухопутные), и на которые следует обратить внимание.

Купол

Купол, безусловно, является самой важной составляющей кайта. По своей форме и аэродинамическим харрактеристикам купол кайта очень напоминает купол параплана, и ранее при пошиве кайтов зачастую применялись технологии и ткани, используемые в парапланостроении. Однако со временем появились совершенно новые, непосредственно «кайтовые» технологии, которые особенно часто применяются при создании моделей кайтов для использования на воде. Купол кайта должен обладать высокими аэродинамическими харрактеристиками и стабильно вести себя в полёте. Основные требования, предъявляемые к ткани, из которой изготавливается купол, это непродуваемость, прочность и одновременно малый вес (грамм/ метр квадратный). Кроме этого, ткань, используемая при пошиве водных моделей кайтов, должна обладать высокой плавучестью и водооталкивающими свойствами, что зачастую достигается за счёт пропитки её специальными веществами.

Стропы

Стропная система кайта, в свою очередь, сосотоит из двух элементов — купольных строп и строп управления. Купольные стропы, в основном, используются в моделях кайтов для сухопутного или универсального использования. Купольные стропные системы кайтов такого типа напоминают стропную купольную систему параплана в миниатюре — несколько рядов строп длиной в несколько метров соединяются в силовые узлы к которым затем крепятся стропы управления. На водных кайтах купольные стропы либо присутствуют в незначительном колличестве, либо отсутсвуют вообще (в последнем стлучае стропы управления присоединяются непосредственно к куполу), что делает эти модели более удобными для использования именно на воде.

Стропы управления весьма важная часть кайта, так как на них приходится основная нагрузка. Наиболее распостранёнными видами строп являются spectra, dynema и kevlar, которы получили свои названия непосредственно от названий материалов, из которых они изготовляются. Первые два вида получили большее распостранение, поскольку обладают необходимой плавучестью для использования на воде и невысокому коэффициенту трения, блогодоря которому вы можете эффективно управлять кайтом даже в случае скрещивания и перекручивания строп между собой. С точки зрения эксплуатационных харрактеристик, кевларовые стропы более износостойкие, однанако обладают более высоким коэффициентом трения, чем spectra или dynema а также тонут в воде, что делает их пременение крайне неудобным в водных дисциплинах кайтинга.

Орган управления

Третьей состовляющей является средство управления кайтом, которое помогает спортсмену управлять полётом кайта и предавать нагрузку на доску или любой прочий снаряд, который используется для пердвижения. Функции такого средства чаще всего выполняют либо ручки управления, либо планка управления. Вопрос примененять ручки или же планку, не является особенно существенным и выбор здесь зависит от модели кайта и личных предпочтений спортсмена. Ручки управления чаще всего используются с четырёхстропными моделями сухопутных и универсальных кайтов, что даёт лучшую управляемость и контроль при пилотировании именно этих моделей. Планка управления в основном используется с водными моделями кайтов, однако, являясь универсальным средством , довольно часто применяется и с сухопутными моделями кайтов.

Отличия между «водными» и «сухопутными» кайтами

Кайты для использования на воде (с надувными секциями)

Купол кайта, спроектированного специально для использования на воде, состоит из самого крыла и надувных секций — надувной ведущей кромки и надувных рёбер, в которые вмонтированы специальные баллоны, из-за чего кайты такого типа часто называют «баллонными». При заполнении воздухом баллонов, купол кайта приобретает фиксированную U-образную форму, а также плавучесть, что позволяет относительно легко произвести перезапуск даже после падения кайта на воду. Ваш кайт может хоть несколько чесов лежать на воде или попасть в прибойную волну — это не помешает вам произвести повторный старт, не добираясь до берега, при условии наличия необходимого для рестарта ветра (как правило, минмимальная сила ветра необходимая для нормального запуска кайта с поверхности воды состовляет около 4-х м/с). При выборе надувного кайта необходимо помнить, что из-за фиксированной U-образной формы крыло будет иметь меньшую рабочую, или как её ещё часто называют «проекционную» площадь (projected area), чем кайт для использования на суше (аэрофойл), поэтому при прочих равных условиях (сила ветра и вес спортсмена) необходимо брать надувной кайт большей площади. Например, баллонному кайту общей площадью 11—12 м.кв. по тяге будет соответствовать аэрофойл общей площадью 7—8 м.кв.

В настоящее время наиболее широкое распостранение получили две модели надувных баллонных кайтов. Они отличаются друг от друга формой купола и количеством строп управления, из-за чего имеют разные лётные и технические харрактеристики.

Двухстропные модели баллонных кайтов довольно просты и надёжны в использовании, легко управляются и легко перезапускаются с воды (в расчёт не берётся очень слабый ветер или полное отсутствие такового) и очень часто используются на этапе обучения. Двухстропные модели зачастую снабжаются уздой управления (аналог купольных строп), с которой соединяются силовые стропы. Они дешевле, чем четырёхстропные спортивные модели, однако у них отсутствует настройка угла атаки купола (изменение положения купола к ветру), что, в свою очередь, влияет на изменение скорости полёта и силы тяги кайта, и, как следствие, сужается ветровой диапазон, в котором может быть использовано крыло данного размера.

Правда, необходимо отметить, что за последние годы появились двухстропные модели кайтов с пердусмотренной возможностью для пределки их на четырёхстропные, что позволяет немного увеличить их манёвренность и расширить ветровой диапазон для использования.

Четырёхстропные модели баллонных кайтов специально спроектированы для более опытных спортсменов. Купол четырёхстропного кайта имеет более вытянутую форму, из-за чего такие модели значительно выигрывают в аэродинамике у двухстропных моделей, купола которых имеет более округлую форму. Четырёхстропные кайты лучше вылетают в зенит и работают на краю ветрового окна. При использовании четырёхстропного кайта, спортсмен получает возможность идти более остро к ветру и делать более высокие и длиннные прыжки-полёты. Стропы управления присоединяются непосредственно к куполу кайта, оставляя возможность изменять угол атаки кайта. Как правило, у четырёхстропных баллонных моделей существует функция «депауэер» (depower), которая даёт возможность регулировать силу тяги за счёт изменнения угла атаки прямо во время полёта кайта. Такая функция позволяет уменьшать тягу кайта на порывах, а также использовать одну площадь купола в более широком ветровом диапазоне. Несмотря на более высокие лётные и спортивные харрактеристики, управления четырёхстропным кайтом и самостоятельный перезапуск его с воды значительно сложнее, чем двухстропной моделью. Обращение с четырёхстропными кайтами требует определённой сноровки и опыта. Поэтому на этапе обучения рекомендуется использовать более простые двухстропные модели для начинающих.

Кайты для использования на суше (аэрофойлы)

Кайты для использования на суше — аэрофойлы — напоминают по конструкции параплан. Купол состоит из двух слоёв ткани и открытой передней кромки для беспрепятственного наполнения воздухом. Такие кайты сохраняют форму благодоря напору воздуха и имеют высокие аэродинамические характеристики.Они хорошо летят против ветра и при равной общей площади имеют большую тягу на единицу площади, чем баллонные кайты для водного использования. Аэрофойлы менее уязвимы на суше, и легко переносят падения на твёрдую поверхность, что в надувных моделях часто вызывает разрыв баллонов. К сожалению, на воде аэрофойльную конструкцию можно использовать лишь до первого падения, после которого кайт, как правило, сразу же набирает воду.

Существуют также аэрофойлные конструкции кайтов для универсального использования (на суше и на воде), так называемые, клапанные аэрофойлы. По сути, это те же самые зимние кайты парапланерного типа с куполом, состоящим из двух слоёв ткани, только передняя кромка не открытая, а закрытая встроенными клапанами, которые при наполнении купола запираются под давление воздуха изнутри. Для запуска клапанного аэрофойла требуется некоторое время на заполненеие купола воздухом, однако его преимуществом перед обычным аэрофойлом является более стабильное поведение купола и ровная тяга, а также меньшая склонность к складыванию в турбулентных потоках воздуха и роторах. При падении на воду такой кайт остаётся надутым и может быть легко перезапущен при условии наличия ветра и в ограниченый период времени — как правило от 5 до 30 минут (в зависимости от качества ткани и герметичности швов отдельно взятой модели). При нахождении клапанного аэрофойла на воде более долгое время, в купол начинает попадать вода и рестарт кайта вызывает затруднения.

При катании по воде в слабый и умеренный ветер (при условии отсутствия прибойной волны) клапанные аэрофойлы имеют даже некоторое приемущество перед баллонными кайтами. Они меньше весят, легко держатся в воздухе, имеют большую тягу на единицу площади и, самое главное, в связи с наличием функции реверсивного запуска (запуск задней кромкой вверх) легко перестартовывают после падения на воду предней кромкой.

Пеимущества баллонных кайтов

Значительным приимуществом надувных (балонных) кайтов перед аэрофойлами (только при использовании на воде) является большая вероятность презапуска с воды (при достаточной силе ветра) и неограниченное время нахождения в воде. Современные надувные кайты ведущих фирм-производителей имеют также высокие аэродинамические показатели и силу тяги.

Пеимущества аэрофойльных кайтов

Основным преимуществом аэрофойла перед баллонником является его высокая «живучесть» в условиях сухопутного использования. Аэрофойлы гораздо устойчивиее к падениям на жесткую поверхность, так как в отличие от балонных конструкций не имеют фиксированных наполняемых воздухом секций. Кроме того, аэрофойлы имеют большую тягу на еденицу рабочей площади и из-за своего меньшего веса лучше запускаются и тянут в слабый ветер. При использовании универсального аэрофоилиного кайта Вы получаете возможность одним и тем же кайтом получать удовольствие как летом так и зимой.

Выбор кайта

При выборе самого кайта следует руководствоваться собственным весом, предполагаемым диапазоном ветров и видом кайтинга, которым вы планируете заниматьтся.

Кайт одной площади обычно перекрывает диапазон ветра в несколько метров в секунду. Границы диапазона зависят от конструкции, технических харрактеристик модели, а также качества изготовления кайта. Наиболее комфортным является катание при силе ветра от 4 до 8 м/с. Для катающихся с весом 70—80 кг при таком ветре оптимальным является кайт около 5—7 кв.м рабочей площади для катания по твёрдой поверхности и около 9 кв.м рабочей (проекционной) площади при катании по воде. Правда при катании по воде площадь кайта может варьироаваться в зависимости от размеров и водоизмещения доски для кайтбординга — чем меньше водоизмещение доски, тем больше площадь кайта необходима для катания. Необходимая для катания площадь крыла зависит не только от ветра и веса спортсмена, а также от вида в котором используется кайт (сёрфборд, вэйк, сноуборд, лыжи, маунтинборд, багги и прочее) и типа модели кайта. Например, при одинаковой силе ветра для катания по льду на лыжах вам понадобится кайт меньшей площади, чем для катания по целине, а для катания по воде на маленькой доске или вэйкборде кайт большей площади, чем для катания на сноуборде по снегу. Кроме этого, как показывает опыт, не существует универсального кайта определённой площади, подходящего для различных ветровых условий. Поэтому для того, чтобы иметь возможность кататься за кайтом в широком диапазоне ветров, целесообразно иметь 2—3 кайта различной площади. Это позволит подобрать кайт, размер которого наиболее подходит для «данных» ветровых условий.

Рекомендация по выбору модели и типа кайта

Однозначно ответить на вопрос, беспокоящий всех новичков и сводящийся к выбору типа и модели кайта, довольно сложно.

Во-первых, зачастую для обучения кайтингу на начальном этапе применяются простые в использовании модели кайтов. Основными требованиями, предъявляемыми к таким моделям, являются стабильное и предсказуемое поведение, безопасность в использоании и лёгкий повторный запуск (для водных кайтов). Как показывает практика, после некоторго времени и приобретения опыта, такой кайт перестаёт удовлетворять требования своего владельца. Тогда вам приходиться докупать более серьёзные, спортивные модели с большим удлинением, как правило большей площади чем использовалась для обучения и, соответственно, обладающие большей тягой. Однако, справиться с таким кайтом начинающему бывает довольно сложно.

Выбор типа кайта так же имеет свои сложности. Например, человеку, желающему кататься только по воде, не обязательно иметь сухопутный кайт, а катающемуся по суше — водную модель. Однако, одним из самых привлекательных моментов в кайтинге является всесезоннасть данного вида спорта (естественно при условии наличия оборудования, которое соответсвует типу кайтинга). По этому вопрос универсальтонсти оборудования стоит остро, хотя, как показывает практика, единственного кайта, подходящего на все случаи жизни — не существует!

Единственной рекомеднацией начинающим кайтерам в решении этой нелёгкой задачи выбора может быть совет постараться перепробывать как можно больше типов и моделей кайтов, и на практике прийти к подходящему именно вам кайту. Не лишним также окажется обращение за консультацией к специалистам — инструкторам кайтшкол и продавцам специализированных магазинов, которые смогут порекомендовать модель, исходя из соотношений многих факторов (приоритетного вида использования, предполагаемого диапазона ветра, веса и физических данных кайтера, финансовых возможностей и прочего).

© Антон МОЛОДЦОВ
(под ред. Д.Коломийца)

kiting.onego.ru
Дизайн — Евгений Тароев