Всё о кайтах Кайты
Обучение Прайсы
Места катания Основное меню
Теория и техника
прыжков

Прыжки с использованием тяги кайта могут быть опасными даже для опытного пилота. Поэтому обязательно используйте защитную экипировку — шлем, спасательный жилет, а зимой наколенники и налокотники, рекомендуется также использовать защиту кисти. Начинающие пилоты! Не пытайтесь слепо подражать профессионалам — это может привести к серьезным травмам. Помните, что начинать изучение прыжков можно только после того, как вы полностью освоили управление кайтом. Если вы хотите выполнить какой-либо технический элемент, необходимо учитывать особенности системы управления кайта. Почти все элементы, сопряженные с захватом доски на четырехстропном кайте, управляемом ручками, требуют наличия значительного опыта пилотирования и большой смелости. Всегда соизмеряйте свои навыки и силу ветра.

В этой статье мы рассмотрим технику прыжков с использованием подъемной силы кайта. Основных типов увеличения тяги для прыжка два — реверсирование кайта и резкое увеличение высоты. Собственно, второй способ является несколько упрощенным вариантом первого, так как резкий набор высоты предшествует полному развороту кайта, который в случае реверсирования должен быть произведен как можно быстрее.

Реверсирование кайта

Начальная позиция — нормальное глиссирование. Следите за тем, чтобы змей не оказался близко к краю ветрового окна — это затруднит набор скорости при развороте купола. Итак, в момент прыжка будьте готовы к сильному рывку. Сохраняя направление скольжения, или плавно поворачивая на 15—30 градусов по ветру, разверните кайт на 180 градусов. Важна не только маневренность кайта, но и скорость пилота, так как в прыжке используется инерционная составляющая. Чем быстрее вы выполните реверсирование купола, тем большую скорость змей успеет набрать после разворота, и тем большую подъемную силу поможет создать. Соответственно, при развороте кайта направление тяги будет изменяться — от 30—40 градусов в направлении переднего канта по ходу движения в начале разворота, до перпендикулярной переднему канту (ноль градусов) в момент, когда кайт развернулся воздухозаборниками вверх. Во второй фазе (при завершении разворота купола) тяга изменяется от нуля до 30—45 градусов к хвосту доски. При несильном ветре (4—6 м/с) для прыжка используется подъемная сила, возникающая во второй фазе реверсирования, а также инерция тела пилота. При приземлении следует ориентировать доску по направлению полета, первым коснуться земли должна хвостовая часть, это не значит, что необходимо специально поднимать нос доски. Однако, если скорость ветра превышает 8 м/с, а площадь змея больше 4,5 м2, уже в первой фазе реверсирования пилота отрывает от земли. При этом прыжок происходит в направлении переднего канта — следовательно, если вы не были готовы к прыжку, вы вполне можете приземлиться на передний кант. Последствия известны, я думаю, каждому. Помните, что в сильный ветер доску заваливает в сторону.

На вышеприведенной схеме следует выделить основные функции от положения крыла:

  • f(a) — начало реверсирования крыла. Предполагается, что на схеме движение кайта до прыжка происходит справа налево. Первая фаза прыжка. Пилот в этот момент похож на маятник — инерция создает движение вперед, а «точка крепления», то есть кайт, поднимается вверх. Подъемная сила направлена вперед (инерционная составляющая) и вперед-вверх (тяга кайта).

  • f(b) — кайт только что прошел фазу набора высоты и начал движение в обратном направлении. Тяга кайта направлена вверх-вправо, увеличивается, теряя вертикальную часть, инерция пилота создает подъемную силу, направленную по касательной к новой траектории «маятника».

  • f(c) — разворот завершен, действие инерции закончилось, осталась только тяга кайта. Пилот начинает «падать» по траектории маятника с «подвесом» в точке «c», который постоянно смещается вправо-вниз, так как сила тяжести стала больше подъемной силы (то есть участок траектории от f(c) до x будет «вытягиваться»).

  • x — критическая точка. Если пилот после точки «икс» находится в воздухе, то он вылетает вперед крыла и теряет управление.

Резкое увеличение высоты

Как я уже говорил, резкий набор высоты — упрощенный вариант реверсивного прыжка. При этом используется подъемная сила, возникающая при наборе высоты. Тяга будет ориентирована в направлении переднего канта и вверх. Максимальная вертикальная тяга достигается, когда кайт почти вышел в верхнюю точку траектории. В этот момент сам пилот должен создавать упор назад (в направлении заднего канта) под углом 20—45 градусов к старому направлению скольжения (это вызовет торможение доски, которое будет использоваться для прыжка), в зависимости от силы ветра, в противном случае Вас потащит вперед, и прыжок будет достаточно невысоким. Вертикальная тяга будет состоять из суммы вектора вашего упора (назад-вверх) и вектора тяги кайта (вперед-вверх), а также соответствующих инерционных составляющих. Чем сильнее ветер, и выше ваша скорость, тем меньше может быть угол упора. Как только вы оторвались от земли, плавно возвращайте кайт на прежний курс. Чем резче Вы поведете кайт вверх, тем больше будет инерционная составляющая подъемной силы. Для получения большей амплитуды прыжка можно попробовать использовать депауэр или тормозные стропы.

© http://www.windsurfer.nm.ru

kiting.onego.ru
Дизайн — Евгений Тароев